Главная Наука Ученные совершили сенсационное геологическое открытие: тайна происхождения видов раскрыта
Наука - 06.12.2019

>

Группа геологов из США провела ряд исследований, в ходе которых удалось пролить свет на такое важное событие в летописи нашей планеты, как «кислородная революция». Также ее иногда называют «кислородной катастрофой», и она произошла ни много ни мало примерно 2,5 миллиарда лет назад, когда Земля была еще молодой и протерозойская эра только начиналась. Это событие является одним из самых важных в летописи Земли, так как оно послужило причиной для бурного роста жизни и видообразования, рассказывает нам.

Согласно проведенным исследованиями полученным данным, удалось выяснить, что основной причиной «кислородной революции» стали тектонические процессы молодой Земли.

Ранее считалось, что к «кислородной катастрофе» привело развитие фотосинтезирующих цианобактерий, которые зародились в то время.

Однако, после того как были проведены соответствующие расчеты, стало понятно, что лишь они одни не могли привести к такому результату за такие короткие сроки, ведь для жизни этих бактерий и поддержания процесса фотосинтеза нужен не только производимый ими кислород, но и углекислый газ, из которого он синтезируется.

Отметим, что этот тип бактерий появился на Земле примерно за 500 миллионов лет до описанного события.

И тут в ходе некоторых наблюдений американские геологи обнаружили следы очень активной фазы в геологических событиях Земли, которая совпала с периодом «кислородной революции».

Стало понятно, что в результате повышенной тектонической активности в атмосферу было выброшено колоссальное количество углекислого газа и различных минералов и веществ. Затем, когда Земля умерила свой пыл, выделившийся углерод опал в древние водоемы — океаны, моря и озера. Там и произошел настоящий кислородный «бум».

Из-за благоприятных условий бактерий становилось все больше, что приводило, соответственно, к постоянному повышению концентрации кислорода на планете. Это происходило до тех пор, пока не установилось условное равновесие. К этому времени кислорода в воздухе и воде было уже достаточно для того, чтоб развились более сложные формы жизни.

Это событие и геологические процессы, которые его сопровождали, действительно невероятно важны для истории всей жизни на Земле, включая и нас с вами. Предполагается, что именно благодаря «кислородной катастрофе» жизнь сумела преодолеть один из барьеров, который заключается в переходе от прокариот к эукариотам (формирование полноценного клеточного ядра).

Без этого жизнь не смогла бы перейти от одноклеточных к более сложным формам, а эволюционные процессы в том виде, в котором они нам знакомы сейчас, не появились бы вообще (как, например, мейоз, благодаря которому сложные формы жизни, включая людей, не воспроизводят в процессе размножения точные копии себя, а передают часть своей генетической информации, благодаря чему на свет рождается особь, имеющая что-то от родителей, но также и что-то свое, уникальное).

Напомним, ученым благодаря детальному изучению образцов из кратера Чиксулуб удалось реконструировать первые часы на Земле после падения астероида. Именно он и уничтожил гигантских ящеров, которые населяли нашу планету.